Новогрудок 323

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Новогрудок 323 » Общество и политика. » АНТИМАЙДАН БЕЛАРУСЬ!!!


АНТИМАЙДАН БЕЛАРУСЬ!!!

Сообщений 251 страница 260 из 589

251

http://cs627327.vk.me/v627327531/90c8/rc5F33sxpvs.jpg

1 июля 1569 года была заключена Люблинская уния - Королевство Польское и Великое княжество Литовское были объединены в одно государство - Речь Посполитую. Каковы исторические последствия этого акта для белорусского народа? Люблинское объединение - это переломный момент в нашей истории, когда была пройдена точка невозврата. Древняя западнорусская (старобелорусская) культура была обречена, а Великое княжество Литовское через непродолжительное время вовсе сошло с политической сцены мира. Объединение по сути являлось аннексией ВКЛ Польшей. Робкие попытки сохранить хоть какую-то самостоятельность от Короны не увенчались успехом.

Итак, в результате Люблинской унии:

⃣ Территория Великого княжество Литовского сокращена наполовину: к Польше отошли Подляшье, Волынь, Киевщина, Подолье.

⃣ Великое княжество Литовское, несмотря на "равноправность" договоренностей, потеряло всякий политический вес. Общий сейм Речи Посполитой состоял из двух палат - Сената (высшей) и Посольской избы (низшей). В Сенате представители ВКЛ получили лишь 20% мест, в Посольской избе - 28%. Независимая внешняя политика ВКЛ упразднялась.

⃣ Благодаря перенесению на землю ВКЛ польских порядков окончательно оформилось крепостное право - положение крестьян в Речи Посполитой было невыносимым. Крестьянин не мог рассчитывать на суд, защищавший от своеволия шляхты, пан имел полное право распоряжаться своим крепостным, как вещью, вплоть до вынесения смертного приговора. Быстрыми темпами росла барщина - работа на пана своими орудиями труда. В среднем она достигла отметки 3-4 дня в неделю, однако зачастую, как отмечал белорусский историк Довнар-Запольский, выходило и 5-6 дней в неделю (это при том, что крестьянин должен был прокормить ещё и себя).

⃣ Самое главное - Люблинская уния окончательно поставила крест на западнорусской культуре в Беларуси. В 1596 году насильственно навязана уния, русский народ (восточные славяне) в Великом княжестве Литовском лишился веры предков - Православия. Быстрыми темпами ширилась полонизация верхов - постепенно вытеснялся из оборота западнорусский (старобелорусский) язык. Уже в первой половине XVII века польский язык стал доминирующим в культуре и общении знати Великого княжества Литовского. С 1616 года все издания Статута ВКЛ выходили исключительно на польском, а в 1696 году постановлением всеобщей конфедерации сословий он был запрещен для делопроизводства.

252

«Ливонская хроника» против свядомых змагаров
http://cs627327.vk.me/v627327501/b295/Igdg0MpWQJU.jpg

Уже более 20 лет многие "свядомыя гісторыкі" настаивают на том, что ВКЛ - "беларуская дзяржава", где литовцы, которых почему-то называют "жмудзінамі", хотя это то же самое, что белорусов назвать полешуками или немцев - баварцами, не играли никакой роли. На самом деле, литовцы играли ведущую роль в этом государстве и возникло оно в результате литовского завоевания западнорусских земель. Умозрительные построения относительно того, что земли Чёрной Руси (Новогрудок и Гродненщина) вошли в состав Литвы мирным путём не имеют под собой никаких оснований - более того, они опровергаются письменными источниками (про мифы об образовании ВКЛ читай статью белорусского историка, кандидата исторических наук, младшего научного сотрудника Института истории НАН Беларуси Юрия Микульского: http://beldumka.belta.by/isfiles/000167_876969.pdf). Великое княжество Литовское - важнейший период нашей истории, повлиявший на формирование нашего своеобразия и даровавший нам в отдельные исторические периоды таких выдающихся деятелей, как Франциск Скорина, Симеон Полоцкий, Василий Тяпинский. И хотя закончилась история княжества полной потерей нашей самобытности, религии, культуры, дворянства в результате тотального ополячивания верхов и низведения (бело)русской культуры до уровня "попа да хлопа", важно найти понимание того исторического периода и уж, конечно, не заниматься идеализацией и романтизацией ВКЛ, чем грешат, к сожалению, многие.

Написанная в 1370-х годах «Ливонская хроника» Германа Вартберга, уроженца Вестфалии, члена Тевтонского Ордена, даёт нам очень полезные исторические сведения, в частности, те, что касаются характера Великого княжества Литовского в этническом плане. Цитируем отрывок, повествующий о 1358 годе:

«...Далее, они [литовцы - Прим. МПБР] потребовали, чтобы орден для защиты их от нападения татар был переведен в пустыни между татарами и русскими, и чтоб орден не удерживал за собой никакого права на русских, но чтобы вся Россия целиком принадлежала литовцам, и сказали: "Если мы достигнем ваших требований, то исполним волю императора"».

То есть литовцы и этнически литовская знать относится к русским (восточным славянам) как к подчиненным и борется за свой суверенитет над ними, то бишь над нами. Сравни - договорная грамота литовских князей 1340 года (http://cs619924.vk.me/v619924071/c7f3/VT9wHuPWTI8.jpg): "русь, что литвы слушает" (то есть Русь, подчиненная литовцам), "русь, что короля слушает" (Русь, подчиненная Польше - Галиция).

Источник (по ссылке): «Акты, относящихся к истории Западной России», Т.1. (1340-1506 годы). С. 1.

Для того, чтобы исключить спекуляции на тему того, каких русских и какую Россию немецкий хронист имеет в виду, упомянем, что русскими городами он называет Псков, Изборск, Полоцк, Брест, Смоленск и другие (т.е. никакого деления на великороссов и белорусов нет и в помине, все они - русские, как нет никакого деления восточных славян в титуле великого князя литовского, который к тому же ещё русский, то бишь восточнославянский, и жмудский, то есть под его властью находится литовский этнографический регион - Жемайтия на западе современной Литовской республики).

Чтобы упоротые змагары поняли, кто такие литовцы приведем следующие выдержки:

«После многих славных и счастливых битв с неверными, магистр Вольквин, в предпринятом им походе против неверных литовцев [литовцы были крещены только в 1385 году, русские (восточные славяне) - в 988 г. - Прим. МПБР], был убит теми литовцами вместе с господином Газельдорпом и графом Даненбергом, пятидесятью орденскими братьями и множеством верующаго народа в Саульской земле, в день св. Морица и его сомучеников (22 сентября 1236 г.)».

«Он [магистр Эрнст - Прим. МПБР] предпринял большой поход в страну литовцев в Кернове [Кернаве - древняя столица литовцев в Аукштайтии] и литовцы преследуя убили его 5 марта 1278 г. вместе с 71 братом у Ашерадена; точно также (убили) и Эйларда Обергенскаго, начальника ревельской земли,вместе с его людьми, далее рыцарей Тизенгаузена и Генриха Врангеля со многими другими жителями и пилигримами».

«В том же году прусские братья опустошали с войском в продолжении целой недели землю языческих литовцев. На девятый день, в Сретение (2 февраля) была дана при речке Стребене битва, в которой пало более 10 000 литовцев и русских, призванных на помощь из различных мест, как то: Лантмара [Владимира - Прим. МПБР], Брейзика [Бреста - Прим. МПБР], Витебска, Смоленска и Полоцка».

«В том же году [1370-м - Прим. МПБР], в субботу после Reminiscere (9 марта), гольдингенский командор вместе с курляндцами напал на литовскую землю, которую он опустошил, а именно: Плутен, Малове, Варнен и Меденикен по направленно к так называемому Плудденскому озеру, причем он переночевал в Верзевене и увел с собой 320 человек обоего пола, также 430 годов рогатого скота и лошадей, кроме многих, которых велел убить».

Полный текст хроники: http://www.lib.ru/INOOLD/BALTIA/livonia.txt

253

http://cs627327.vk.me/v627327189/8add/wM5nB0aPOUs.jpg
http://cs627327.vk.me/v627327261/767e/fC7D6Rti6dg.jpg
http://cs627327.vk.me/v627327860/a5c9/N4r60Z-xKbE.jpg

По свидетельству папского легата, одного из главных иезуитов Римского престола Антонио Поссевина, который многие годы пребывал в Польше и Великом княжестве Литовском, во время Ливонской войны 1558-1583 гг. между Польшей и Литвой с одной стороны и Московским государством с другой жители Беларуси и Украины однозначно поддерживали войска Ивана IV Грозного. Цитируем папского посланника: "В Руси (Russia), Подолии, Волыни, Литве и Самогитии, в областях, присоединенных к короне Польской, жители, хотя и состоят подданными католиков, упорно привязаны к Греческой схизме [схизматиками, т.е. "раскольниками", католики называли православных - Прим. МПБР]. Сенат и, прежде всего, король, который относится подозрительно к их вере, - желает, чтобы они сделались католиками (cupit eos catholicos fieri); жители уличены в тяготении, вследствие схизмы, к Москвитянам; они публично молятся о даровании Москвитянам победы над Поляками" (Источник: Сапунов, А. П. Заметка о коллегии и академии иезуитов в Полоцке / А. П. Сапунов // Иезуиты в Полоцке: 1580—1820 гг.: Часть 2. — Полоцк, издатель А. И. Судник, 2005. — С. 9—10).

Вам не расскажут об этом в учебниках, не напишут на "тут.баях" и на "хартиях-97", потому что вам этого знать "не следует". Вам нужно знать только то, что "москали - враги" и "никогда мы не будем братьями".

Читай также:

➡ "Мужики молят пана Бога, чтобы пришла Москва" - настроения белорусов во время русско-польской войны 1654-1667 гг.: http://vk.com/wall-46503890_30568

➡ Как автор Статута ВКЛ Лев Сапега ратовал за сына Ивана IV Грозного на польско-литовский трон: http://vk.com/wall-46503890_21314

➡ ТПшные мифы об истории Беларуси - «Наша белорусская держава ВКЛ всегда воевала с Москвой, и столетиями мы отбивали агрессию кровавых москалей»: http://vk.com/wall-46503890_8497

➡ Как белорусский народ воспринимал разделы Речи Посполитой: http://vk.com/wall-46503890_7736

254

Наследие князя Владимира (Вадим Гигин)
http://cs627530.vk.me/v627530651/88de/XZdw2qo23cA.jpg

Креститель, Святой, Великий, Красное Солнышко – такими эпитетами наградили летописцы и народ князя Владимира Святославича, правившего сначала в Новгороде, а с 978 по 1015 год в Киеве. День его памяти отмечается 15 июля. Так уж повелось, что точной даты рождения многих деятелей нашей ранней истории мы не знаем. Зато время их смерти в летописях зафиксировано. И в этом году как раз исполняется 1000 лет с того часа, как в селе Берестове скончался креститель Руси. В ближайшие дни Беларусь посетит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Будет доставлен на белорусскую землю и ковчег с частицей мощей Святого и Равноапостольного князя – хороший повод вспомнить, какой же след он оставил в нашей истории.

Черная легенда

Последнюю четверть века некоторые публицисты и даже отдельные историки пытались прочно увязать имя Святого Владимира исключительно с драматической судьбой Рогнеды, ее отца Рогволода и братьев, очернив память о великом князе. На создание и «раскрутку» такого негативного образа были затрачены серьезные усилия. Но сюжет, связанный с несчастной Рогнедой, относится к дохристианскому периоду жизни Владимира. И в церковной традиции эта часть его биографии вовсе не идеализируется, а, наоборот, подчеркивается, что великий князь, приняв крещение, преобразился и как бы стал другим человеком. Влияние же князя Владимира на всю историю восточных славян, естественно, не ограничивается его отношениями с Рогнедой. Само по себе оно просто колоссально. И вот почему.

Великая держава

Ее можно называть по-разному: Киевская Русь, Древняя Русь, империя Рюриковичей. Но одно бесспорно – именно Владимир добыл для этой державы славу и сделал поистине великой. Большая часть современной территории Беларуси на протяжении всего периода существования этого могучего государства, вплоть до середины XII века, входила в его состав. Историки спорят лишь о статусе Полоцкой земли. Но и Полоцк при всей своей самостоятельности всегда оставался в ареоле единой Русской державы. В Полоцке никогда не оспаривали авторитет митрополита Киевского. Нам ничего не известно даже о попытках создать какую-то собственную, независимую церковную организацию. Вся политическая активность полоцких князей была сосредоточена исключительно в границах Руси. В источниках не найдено сведений о каких-либо посольствах, направляемых полоцкими князьями к иностранным монархам вплоть до XII века. Показательно, что сам Владимир чеканил златники, а также, как впоследствии и его сыновья Святополк и Ярослав, сребреники – не просто монеты, а как бы зримые знаки своего правления. Никто из других русских князей не осмеливался решиться на такой поступок. На берегах Западной Двины в ходу были все те же гривны, куны и ногаты – денежное обращение в Древней Руси развивалось по одним правилам. Великий князь Владимир стал рассаживать своих сыновей на княжения по разным городам. Как известно, Изяславу достался Полоцк. Это стало началом существования разветвленной и многочисленной династии Рюриковичей, уходящей корнями к легендарному основателю в IX век. Изяславичи, правившие в Полоцкой земле, представляли особую ветвь этой общерусской династии. Для киевлян, восставших в 1068 году и «посадивших на стол» пленного полоцкого князя Всеслава, он был своим русским человеком, а не каким-то чужаком. Автор «Слова о полку Игореве» пишет о Всеславе как о таком же русском князе, что и правители Владимира или Галича. Позже, в XIII веке, был как бы перекинут династический мостик от Древней Руси в новую эпоху. Князь Александр, прозванный Невским, женился на Александре, дочери полоцкого князя Брячислава. От это брака родился Даниил, ставший первым князем Москвы. Таким образом, полоцкая княжна является прародительницей могущественного рода московских владетелей – собирателей русских земель. Кстати, по церковному преданию именно князь Александр, одержавший победу на Неве как раз 15 июля, и установил почитание своего святого предка – Владимира Крестителя. Белорусы и спустя много столетий воспринимали наследие Киевской Руси как неотъемлемую часть своей истории. Вот что, например, писал в начале XVII века могилевчанин Фома Иевлевич, выпускник Краковского университета: Если захочешь взглянуть на древние деяния своих предков, То увидишь, что владели они большей частью мира: От замерзающего моря до берега Адриатического Простирались владения именитого народа Славянского. Ибо и первая Россия, стопами своих предков Следуя прославилась благородными делами: Бодростью сердца, благодатным огнем набожности, Была образцом согласия, любви и дружбы вечной. Он восхищался столицей той первой Руси: Когда город Киев семь миль в округе имел, Пятьсот церквей в нем службу служили, Которые не только внутри серебром и золотом наполнены были, Но и внешним убранством светили; Также больше ста монастырей Удивительный город дорогим одеянием украшали. С горечью Фома Иевлевич сравнивал те славные времена с окружавшей его действительностью Речи Посполитой: Не судите и Галич по виду теперешнему, Потому что лишь тень от былой красоты осталась; Не судите и других городов, Русью основанных, Ныне из-за вас, потомков, распыленных.

Древнерусский народ

Говорят, что в днепровскую купель вступили разные восточнославянские племена, а вышел единый русский народ. Или древнерусский, если употреблять современные термины. Именно при великом князе Владимире произошло объединение различных племен в этно-политическую общность. Племенные названия, правда, еще некоторое время сохранялись, но в начале XII века вовсе исчезают. Отныне и на долгие столетия все земли, некогда подвластные великому князю Владимиру, называются Русской землей, а ее жители «русскими людьми», «русскими сынами», просто «русью». В «Слове о полку Игореве» употребляется этноним «русич», а в «Русской правде» и договорах с Византией – «русин».

Известный белорусский археолог и историк Эдуард Загорульский так обобщил опыт научных изысканий нескольких поколений исследователей: «Археологи, располагающие колоссальным материалом, полученным в раскопках поселений и могильников, за редким исключением, не в состоянии определить место изготовления конкретных предметов. Порой создается впечатление, что все они изготовлены одним мастером. Поразительно, но факт, что на огромных пространствах Руси, включая ее западные земли, мы видим одну – яркую и многоликую, но одну! – древнерусскую культуру». И совсем не случайно в начале XVI века австрийский дипломат Сигизмунд Гербершетйн, описывая границы «Руссии», почти точно проводит их по межам державы Владимира и его сына Ярослава. Свою культурную близость и белорусы, и украинцы, и великороссы будут осознавать на протяжении всего сложного исторического пути. Выдающийся отечественный ученый Михаил Коялович представлял историю нашей страны как «непрерывную борьбу белорусов за свою русскость», понимая последнюю в самом широком цивилизационном смысле.

Церковь

Крещение Руси как бы преобразовало все основы жизни нашего народа. Тогда возник и совершенно новый для восточных славян институт – церковь. Начиная с 988 года Русская церковь неизменно сохраняла единство. Правда, литовские князья пытались внести раскол в церковную жизнь. Трижды такие попытки были удачны, но недолговечны: в 1315, 1352 и 1415 годах. При этом на церковных иерархов оказывалось прямое давление. Князь Витовт, раздраженный нежеланием епископов ставить митрополита по его прихоти, прикрикнул: «аще не поставите ми митрополита в моей земли на Киев, то зле умрете». Только в 1458 году произошло разделение Русской церкви на Киевско-Литовскую и Московскую митрополии. Православной церкви ВКЛ это не принесло ничего, кроме упадка.

Несмотря на старания меценатов, таких как князья Олельковичи и Острожские, церковь утрачивала свои позиции. А в 1596 году и вовсе была введена уния, положившая начало невиданному ранее расколу в обществе и длительному религиозному конфликту. Но в 1668 – 1688 годах церковное единство восстановилось под омофором Патриарха Московского и всея России и всех северных стран, а в 1839 году была ликвидирована уния. Даже в период вынужденного разделения православные осознавали единство своей Церкви. В XVII веке жил один из последних и самых ярких представителей старобелорусской словесности – Афанасий Филиппович, прославленный за свою жизнь и мученическую смерть как святой. Ключевым моментом его «Диариуша» стало явление в мае 1637 года Богородицы, которая сказал буквально следующее: «Царь московский построит Мне церковь, иди к нему!» Именно Русская Церковь, основанная при Владимире Святом, в значительной мере оберегала и продолжает оберегать единство всех восточнославянских народов, связывая духовно русских, белорусов и украинцев.

Кириллица

Древнейший памятник нашей письменности – печать полоцкого князя Изяслава, найденная в 1954 году в Новгороде. На ней изображен трезубец с крестом – общий герб Рюриковичей и надпись «Изас[лав]ос», а на оборотной стороне – «Град [ПЛТСК]». Сам владелец печати скончался в 1001 году, еще при жизни своего отца – великого князя Владимира. Именно Крещение открыло эпоху широкого распространения письменности на Руси, а с ней и кириллицы – нашего общего культурного кода. Кирилличными буквами писали и церковную литературу, и летописи, вели обычную бытовую и деловую переписку. Археологи открывают все новые берестяные грамоты – удивительные свидетельства широкой грамотности в ту далекую эпоху. Со временем в разных землях Руси начертание кириллицы приобрело своеобразие, но она подчеркивала их языковую и культурную общность. На кирилличной графике основан шрифт Франциска Скорины. Лишь в XVI веке на наших землях одновременно с полонизацией начинает появляться латиница. Это совпало с упадком старобелорусской культуры. Укоренение латиницы явилось как бы признаком зависимости шляхты и части мещан от польской культуры. Уже в XIX – XX веках деятели белорусского национального Возрождения абсолютно добровольно решили отказаться от латиницы и вернуться к кириллице как символу преемственности нашей древней культуры. Конечно, после всех перечисленных фактов можно возмущенно воскликнуть: где же все это единство теперь? Мол, Посмотрите, что творится на Украине! Все так. Но подобные неустройства и междоусобицы не раз приходили на нашу землю. Бывали они и во времена великого князя Владимира, и при его наследниках, и при следующих правителях. Поэт Николай Гусовский, творивший в XVI веке, гневно писал: Междоусобные войны и братоубийства – Все их занятия и увеселенья для духа. Воины гибнут с обеих сторон в этих распрях. Что для князей наша кровь, наши слезы и горе? История показала, что любые междоусобицы – лишь временные поветрия, испытания, преодолеть которые белорусы, русские и украинцы могут только сообща. У нас есть свои национальные государства, мы дорожим независимостью и суверенитетом. Но разве нужно при этом отказываться от уникального и общего для нас духовного наследия Древней Руси, тесно связанного с именем Владимира Крестителя?

Источник: http://blog.belta.by/?p=3142

255

Мингорисполком продолжает "радовать". Вот такие надписи с "переводом для иностранцев" появляются в нашей столице. На самом деле, свядомыя змагары, пробравшиеся в Минкульт, пытаются навязать нашему народу латиницу, подготовить почву для отказа от кириллицы "для лучших времен", "чтобы привыкали". Всё это оформляется соответствующим образом - "не подумайте ничего плохого, просто для удобства". Ранее мы видели это на примере минского метрополитена.
http://cs627327.vk.me/v627327830/7989/0Qn7LgQuU48.jpg
http://cs627327.vk.me/v627327971/77f7/gpJKnLIi3qw.jpg
http://cs627327.vk.me/v627327047/75f7/X_EudSpEf-M.jpg

Ни о каком "удобстве для иностранцев" речи, конечно же, не идет. Когда в метро ввели "беларускую лацінку" (а по существу чешскую), onliner.by выпустил видео, на котором американец, игрок баскетбольного клуба "Цмокі", пытается прочесть названия станций. И ничего из этого, естественно, не выходит. Далее иностранец записывает от руки названия, которые он бы понял. Сравните со схемой московского метро: http://metro-moskva.ru/Images/karta_metro_2015_.jpg Всё ясно и понятно, похоже на то, что удобнее иностранцу.

Делается это для того, чтобы лишить нас корней и, соответственно, отдалить от России. На латиницу перешли в бурные годы "перестройки" и "лихих 90-х" молдаване, узбеки, раздаются голоса татарских и казахских шовинистов об отказе от кириллицы. Ну, да ладно, это их дело. Мы же должны за кириллицу зубами рвать тех, кто хочет нас её лишить. Ибо это наше великое культурное достояние. Франциск Скорина, Кирилл Туровский, Симон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий - все наши великие деятели культуры использовали именно кириллицу. Это отражение души народа, наша связь с истоками.

На латинице же стали записывать белорусскую речь после того, как в конце XVII века западнорусская (старобелорусская) культура была уничтожена властями Речи Посполитой, которые проводили жесткую политику ополячивания и окатоличивания нашего народа. Латиница - символ нашего упадка и нашей национальной катастрофы.

Идею о необходимости отказа от исконной для белорусов кириллицы свядомыя развивали под зорким контролем немецких оккупантов во время Великой Отечественной войны. В сентябре-октябре 1942 года в коллаборационистском журнале «Беларуская школа» была напечатана статья под названием «Вывучайце беларускую лацiнiцу», в которой авторы убеждали читателей отказаться от исторического алфавита и перенять у «высшей расы» латинское письмо. К счастью, лишить наш народ богатого историко-культурного наследия оккупантам не удалось. Удастся ли потомкам полицаев взять реванш?

256

http://cs624827.vk.me/v624827645/26312/nLAPqS3yvNk.jpg
http://cs619326.vk.me/v619326645/1fbfb/6Qzrvma53yc.jpg
http://cs622717.vk.me/v622717645/bbf6/yUwSCGzjjUs.jpg
http://cs605816.vk.me/v605816645/195e4/LC9kIA80WPo.jpg
http://cs624319.vk.me/v624319645/733e/lzB_RQG_AAE.jpg
http://cs618917.vk.me/v618917645/1ab6c/BSnpVTn1rLE.jpg
--
http://cs618917.vk.me/v618917645/1aa29/tFkXc9LolHo.jpg

257

Свядомыя гісторыкі любят с упоением рассказывать про "старабеларускую мову", "мову Статутаў ВКЛ". Украинские историки с таким же пиететом говорят про "староукраїнську мову". И, естественно, этот язык (который корректнее было бы назвать западнорусским) противопоставляется "москальскому языку". На самом же деле люди XVI века не видели никакого различия между западнорусским языком и московским и считали их одним и тем же. Безусловно, различия присутствовали: например, в западнорусский язык проникло множество полонизмов, о чём писал наш великий учёный, основатель белорусоведения Е.Ф. Карский. Однако эти различия не выходили за рамки диалектных (Германия в то же самое время писала на столь различных диалектах немецкого, что в различных её концах люди просто-напросто не могли ничего понять).

Предлагаем вашему вниманию фрагмент из письма Виленского войта (с 1552 г.) Августина Ротунда (ок. 1520-1582) королю Речи Посполитой Стефану Баторию, приложенного к латинской версии Второго Литовского статута (1576 г.). В нём излагается аргументы за латинский язык как государственный язык ВКЛ. Проект Второго Литовского статута, принятый в Виленском сейме в 1565-1566 г., был написан параллельно в двух столбиках на латинском и русинском языках. Латинская редакция была подготовлена Августином Ротундом, но на Сейме не была принята. Спустя 10 лет Августин Ротунд послал её Стефану Баторию в качестве перевода Статута, прилагая письмо (Serenissimo Principi ac Domino, Domino Stephano...) и короткую хронику Литовских князей (Epitome Principum Lituaniae a migratione Italorum P. Libone vel, ut Lituanica historia scribit, Palemone Duce usque ad Jagellones). Цитируем:

«Следует, чтобы этот язык [латынь - Прим. МПБР], который литовцам является родным и первым, одним из тех трех, которых наш Бог Христос объявил достойными для прославления его имени, литовцам был бы возвращен, и к тому же, везде: в законах, привилеях и грамотах (что уже с введения христианства имеем), в эдиктах, в судовых делах, в судовых формулах, в договорах и, наконец, если это только возможно, в повседневном общении - был бы используем чаще, ЧЕМ ЭТОТ ПРИНЯТЫЙ ВАРВАРСКИЙ, ОБЩИЙ С МОСКОВИТОМ, ВЕЧНЫМ И ПОСТОЯННЫМ ВРАГОМ ЛИТОВЦЕВ, язык, который до сих пор заставлял латынь быть на месте изгнанки <...>

С другой стороны наиболее мудро обдуманные и созданные законы, ЗАПИСАННЫЕ ПО-РУССКИ, ТОЛЬКО В ЛИТВЕ И ВО ВРАЖДЕБНОЙ СОСЕДНЕЙ МОСКОВСКОЙ ЗЕМЛЕ БЫЛИ БЫ ЧИТАЕМЫ (ведь русского языка не употребляет никто другой, только народы задавленные турецким игом), и слава таких ваших достоинств, то есть мудрости и справедливости, была бы задержана в слишком узких стенах».

Источник: Šešioliktojo amžiaus raštija. Vilnius, 2000, с. 276-285. - (Senoji lietuvių literatūra; kn. 5).

Оригинальный текст опубликован в издании: Archiwum Komisji Prawniczej. Kraków, 1900. T. 7: Pomniki prawalitewskiego z XVI wieku / wydał dr. Fr. Piekosiński, cz. 1, с. XV-XXII.

http://cs627327.vk.me/v627327813/f9fc/jd7VSaJC2xg.jpg

258

Белорусская народная колядка из униатского служебника 1726 года, изданного в Супрасле (Подляшье):

Звечна падданы ўсе Іваны
Рубяць масточак цераз паточак.
Ў той час рыбакі нуцілі ракі,
Усе па плаціцы далі Уладыцы.
Ярмей з Гапонам — валы з прыпонам.
Ёнас з Юргасам, з пушчы літвіны,
Няслі Хрыстові з салам бацьвіны.

Литвины Йонас и Юргас - как-то не похоже на типичных белорусов, не правда ли? 😊

ℹ Поясняем для чайников: термин "литвин" имел несколько значений - политическое и этническое. В политическом он означал всех подданных Великого княжества Литовского, вне зависимости от национальности (как сейчас: россияне, казахстанцы, американцы, британцы, латвийцы). В этническом он означал литовцев. Ликбез для свядомых по этому поводу и, одновременно с этим, тест на адекватность можно пройти здесь: http://vk.com/wall-46503890_35561

Источник (на скане): В. Ластоўскі. Гісторыя Беларускай (Крыўскай) кнігі. Коўна. 1926. С. 631-632.

http://cs629125.vk.me/v629125026/b2c0/9d5ykr9bbes.jpg
http://cs629125.vk.me/v629125026/b2c8/81bargNMFuY.jpg

259

В своей фундаментальной трёхтомной работе "Белорусы" основатель белорусоведения, академик Е.Ф. Карский привел белорусские народные песни, посвященные русскому императору, которого наши предки называли "белым царём". Вопреки свядомым мифам, белорусы были носителями русских монархических настроений, как и другие ветви русского племени.

Источник: Е.Ф. Карский. Белорусы. Т. 3. Ч. 1. М., 1916. С. 503.

Читай также:

➡ Настроения белорусов на оккупированной немцами территории в годы первой мировой войны глазами польского националиста: http://vk.com/wall-46503890_32637

➡ Белорусские народные песни о русском императоре ("белом царе"): http://vk.com/wall-46503890_46316 // http://vk.com/wall-46503890_29207

➡ Ещё одно лишнее свидетельство монархических настроений белорусского крестьянства: http://vk.com/wall-46503890_26794

➡ Социальный состав участников польского восстания 1863 г. на белорусских землях: http://vk.com/wall-46503890_5799

➡ Воспоминания крестьян Новогрудского уезда о польском мятеже 1863 года. Русский царь - "наш царь": http://vk.com/wall-46503890_48518

➡ Белорусские крестьяне против польских повстанцев Калиновского: http://vk.com/wall-46503890_30912 (+ Калиновский - факты против мифов: http://vk.com/wall-46503890_26659)

http://cs625625.vk.me/v625625739/39031/xOtNky50A3c.jpg

260

К этнической характеристике политической элиты ВКЛ

Белорусский историк, кандидат исторических наук, специалист по генеалогии знатных родов и образованию Великого княжества Литовского В.Л. Носевич ещё в 1998 году обратил внимание на этническое происхождение политической элиты ВКЛ. Общеизвестно, что за всю более чем 300-летнюю историю княжества (до 1569 года) среди великих князей литовских не было ни одного представителя русской народности (то есть ни одного восточного славянина), за исключением Шварна Даниловича, галицко-волынского князя. Но то, что касается этнической принадлежности политической элиты, остаётся малоизвестным для широкой публики. Многие всё ещё живут романтическими легендами о "вялікай магутнай беларускай дзяржаве, дзе летувісы былі дзікімі жамойтамі".

По подсчётам Носевича, согласно переписи войска ВКЛ 1528 года, из 41 самого богатого рода литовскими были 21, а русскими - около 17 (из них "белорусскими" были только 7, а "украинскими" - 10). Причём, самыми богатыми были литовцы, а 7 условных "белорусских" родов не достигают по богатству и первой двадцатки. Напомним: около 8/10 населения ВКЛ составляли восточные славяне.

"Калі зірнуць у гістарычнай перспектыве, то вышэйшую ў свецкай дзяржаўнай ерархіі пасаду віленскага ваяводы з моманту яе ўвядзення ў 1413 г. і на працягу двух наступных стагоддзяў (да 1616 г.) займалі 15 асобаў, якія належалі да 5 альбо 6 родаў. З іх толькі этнічнае паходжанне продкаў Я. Глябовіча, які быў віленскім ваяводам з 1542 па 1549 г., можа выклікаць сумненні. Усе ж астатнія (Манівіды, Даўгірды, Гаштаўты, Кезгайлы, Радзівілы і іх адгалінаванне Судзімонты) мелі бясспрэчна літоўскае паходжанне. На другой па значэнні пасадзе віленскага кашталяна з 1413 па 1511 г. пабывалі 10 прадстаўнікоў усё тых жа 5 родаў і яшчэ аднаго таксама літоўскага – князёў Гальшанскіх. Толькі потым у эліту прабіўся першы прадстаўнік славянскага рода – славуты палкаводзец князь К. Астрожскі, прычым у вачах віленскага ваяводы А. Гаштаўта ён назаўсёды застаўся "чалавекам новым, подлай кандыцыі, русінам". У далейшым віленскімі кашталянамі з 1522 да 1559 г. былі яшчэ 3 прадстаўнікі таго ж вузкага кола арыстакратаў. Аналагічная карціна назіраецца і ў адносінах да пасадаў троцкага ваяводы і кашталяна (трэцяй і чацвертай у ерархіі)".

Источник: Насевіч В.Л. Пытанняў больш, чым адказаў. Беларускі гістарычны агляд. Т. 5. Сш. 1 (8). Мінск, 1998. С. 210 – 226. http://vln.by/node/39#back8

http://cs627327.vk.me/v627327517/801f/1GbaUWSxg9Y.jpg


Вы здесь » Новогрудок 323 » Общество и политика. » АНТИМАЙДАН БЕЛАРУСЬ!!!


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC