


Наверняка многим нашим подписчикам очень интересно, откуда растут корни свядомай и бандеровской русофобии. Повторяемые, как "Харе Кришна", заученные фразы типа "Русь и Россия - это разные вещи!", "Московия не Русь!", "Маскали - это помесь финнов и татар!" - откуда взялись эти бредни? Подобные воззрения родились в среде польских националистов XIX века и являлись реакцией на катастрофу польского имперского проекта. Из великой державы, простиравшейся "от можа до можа", Польша стала провинцией России, Пруссии и Австрии. Естественно, это вызвало колоссальную зависть и неприязнь к "москалям", которые оказались успешнее и сильнее. Соответственно русофобия переносилась и на польско-русские отношения в непольских землях - прежде всего, в Беларуси и на Украине. Отсюда стремление вбить клин между тремя частями одного русского народа - провозгласить одних "европейцами", других - "азиатами", одних - "русинами", "Русью", других - "Московией", "московитами" и так далее.
Интересно, что первые украинофилы (Тарас Шевченко, Николай Костомаров, Пантелеймон Кулиш) отличались абсолютной лояльностью российскому государству, признавали единство русского народа и протестовали против польских националистических мифологем. Это коренным образом отличает их от современных бандеровцев, которым, как ни парадоксально, ближе ментальность польских националистов, чем украинофилов XIX века.
Один из наиболее известных историков-украинофилов, Николай Костомаров, написал в 1861 году в украинофильском журнале "Основа" статью против вышеописанных польских исторических мифологем. Процитируем показательный отрывок:
«Но [польская - Прим. МПБР] газета Czas касается вопроса, по поводу которого мы считаем уместным сделать замечание. Она объясняет нам, что «Русь не есть Россия, а Польша, и что Россия – страна не славянская, а русские сами не знают, что они такое». Такого рода мнения совестно опровергать, но нельзя оставаться безмолвным когдаони высказываются – умышленно или по невежеству, устами многих польских патриотов вслух всей Европы.
Можно согласиться что Русь была Польшей, если принимать последнее имя в государственном смысле и опираться на то, что Русь принадлежала некогда Польше – точно так же как Польшу можно на том же основании назвать Россией. Но кроме государственной связи есть еще внутренняя, народная. Она только может служить ручительством прочности государственных сложений. Русь Червоная в народном смысле есть Русь, следователь и Россия. Название Русь – не местное, а общее для всей суммы Земель Восточных Славян, с глубокой древности сознававших свое взаимное сродство и образовавших удельную федерацию. Сначала имя Руси давалось земле полян (Земле Киевской) где и зародилось зерно этой связи, а потом оно перешло на все земли, вошедшие в эту связь. Русь Червоная была земля Русская, точно так же как и Рязань, и Великий Новгород, и Псков и Тверь и Полоцк – все они были связаны одинаково сознанием единства, верою, книжным языком, сходными основами общественного устройства и институциею правительственного рода. Печальные внешние события не дали этому складу Русских земель развиваться в строгой гармонии федеративного начала. Внешние признаки их связи порвались- внутренние остались до сих пор неизменными.
Автор говорит что они (кто это? Великоруссы?) сами не знают, что они такое; утверждает даже, что Россия – не славянская страна, но не приводит никаких доказательств. Мы однако, догадываемся по прежним теориям, что это значит. Не раз думали унизить великоруссов, провозвещая что они – не славяне, а финны. Если это была и правда, то разве в этом есть что-либо унизительное? Нелепо и нечеловечно с презрением отзываться о каком-либо племени. Для великоруссов не составляло ни малейшего стыда быть финнами, татарами, хоть калмыками, если бы они ими действительно были.
Великоруссы – не финны, потому что не знают финских наречий и говорят по-славянски. Правда, крови финнской много вошло в великорусскую, но она ассимилировалась славянской. Подмесь финнского племени не осталась без влияния на материальный и интеллектуальный склад великорусского народа, но господство осталось за славянской стихией. Мы не можем назвать славянами мекленбургцев на том лишь основании, что их предки некогда говорили по-славянски – хотя славянское происхождение мекленбургцев видно и в их перерожденном виде: тем не менее как ни рассуждай, а все таки они останутся немцами….
При том же, финского элемента вошло в великорусскую народность не столько, чтобы даже физиологически можно было назвать великоруссов более финнами, чем славянами – вошло несравненно менее, чем славянского элемента в немецком племени нынешней прибалтийской Немеччины. Уже в IX веке широкий басейн Оки был заселен племенем вятичей, которые, по своим преданиям вели происхождение от ляхов. Вятичи без сомнения, и составляют зерно великорусской народности. … [Далее Костомаров разбирает славянскую колонизацию Волго-Окского междуречья]
В краях пензенском, тамбовском, нижегородском, где произошло наибольшее ассимилирование – в языке, нравах, обычаях мало такого, чтобы напоминало древнее иноплеменное происхождение, в сравнении с признаками славянской народности. По всем этим признакам мы не можем назвать великоруссов, даже с физилогической стороны, назвать не-славянами. О духовной стороне и говорить нечего.Мы сознаем важные народные особенности от других славян в характере, склонностях, понятии и образе жизни великороссов, но эти особенности возникли и образовались более от физических и географических причин, а вовсе не от влияния уральского племени. Всго лучше могут на это указать особенности, отличающие великоруссов от других славя: они состоят вовсе не в тех чертах, которые мы находим в тюрко-финнском племени. Предприимчивость, склонность к практической деятельности, скудость фантазии, удопоподвижность – вовсе не качества мордвы, черемисов, чувашей и вообще тюрко-финнских и прочих финских племен. С этим согласиться каждый, кто только видел и наблюдал их.
…Нельзя допустить, чтобы подобные измышления могли пойти от невежества, потому что из всех мест, приводимых здесь, видно, что автор знаком со славянскою речью. Мы выше высказали свое мнение об урализме великорусов. Выдумка- считать их народом не славянского корня – возникла в заграничной польской литературе лишь в недавнее время; в старину в Польше не сомневались в единоплеменности москвитян с поляками и происхождении тех и других от одного славянского корня. По крайней мере, польский писатель Коховский, говоря об универсале короля Яна Казимира … выражается: in quibus (Comitius) cum eodem procipe ac vicina Moschorum natione ex uno eode
Из этих слов не заключить ли, что понятия об этнографии и древностях славянских народов были в XVII веке правильнее чем теперь? При всех распрях и войнах не доходили до таких дикостей, до каких доходят теперь!
Странно было бы доказывать, что Южнорусский народ – не Поляки; что присоединение Червоной Руси к Польше совершилось с кровопролитием; что народ южнорусский исповедовал одну веру с великорусским, и вовсе не стремился добровольно к унии, но отбивался от нее упорно и отчаянно; что, наконец, название Русских вовсе не навязано Великороссиянам Екатериною II,а издревле было для них народным отечественным прозванием; что название Московии или, правильнее, Московщины, могло употребляться только по ее отношению к другим отделам русского мира, а национальным названием никогда не было, что иностранцы называвшие Южную Русь – Руссией, а Северную – Московией, вовсе нам не указ, ибо еще в XII веке митрополиты наши титуловались митрополитами всеи Русии, разумея под этим весь круг Русских Земель, связанных единством княжеского рода и церковного управления.
Доказывать всего этого не станем, равно как и опровергать голословных нелепостей, но скажем польским так называемым патриотам вот что – неужели вы думаете, что извращением правды можно выиграть в каком бы то ни было вопросе?
…Доказывать, что Русские должны называть себя Москвитянами, на том основании, что вам так хочется, все равно что требовать, чтобы итальянцы называли себя Влохами, потому что на польском языке они так называются, или если бы Французы стали домогаться чтобы Немцы называли себя Алеманнами.
… Для нас не было бы ничего желаннее изгнания из нашего сердца старинных печальных воспоминаний, утверждения братской любви и духовного согласия с поляками. Но пусть же они уразумеют историческую истину: только истина сделает их свободными – свободными от всякх искусственных переделок и подделок, от оправдания унии, от от восхваления былого господства своих начал над нашим народом и от ребяческих замашек забрасывать международную вражду в надежде разложить наше русское Отечество».
источник: http://zapadrus.su/rusmir/istf/1368-chi … -rusi.html
- Подпись автора
Люто ненавижу свядомых, змагаров и прочих мразей. Антимайдан!