Форум существует .

Новогрудок 323

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Новогрудок 323 » Беларусь и Общество » Дожинки по-белорусски: от ритуала к карнавалу


Дожинки по-белорусски: от ритуала к карнавалу

Сообщений 11 страница 19 из 19

11

http://4esnok.by/wp-content/uploads/2016/09/image08-1.png

Последний стог, так называемый дожиночный, украшенный или даже ряженый в женские платья, оставлялся в избе рядом с зажиночным до следующего года. Последние колосья, около тридцати, оставлялись на ниве. С ними связан интересный ритуал. Из девушек выбиралась самая красивая («Багіня»), и она полола траву под последними стеблями, затем под них клалось и наливалось угощение: хлеб, сыр, спиртное, а сами колосья заплетались в т.н. бараду (бороду). Мифологи связывают обряд «завивания бороды» с жертвой козлоподобному духу нивы. Некоторые исследователи усматривают в этом акт благодарения душ предков за помощь в уборке урожая.
Возглавляемые «Багіней» с дожиночным снопом в руках, они все вместе отправлялись к дому хозяина. Хозяева, заслышав песни жней, выходили встречать их с хлебом-солью. Войдя в дом, хозяева ставили дожиночный сноп под образами вместе с зажиночным.

Подпись автора

Люто ненавижу свядомых, змагаров и прочих мразей. Антимайдан!

12

http://4esnok.by/wp-content/uploads/2016/09/image13.png

Начинались танцы и музыка. Исполнялся обрядовый танец «Талакуха».
После революции 1917 года и до Великой Отечественной войны обычаи зажинок и дожинок сильно не изменились. В 1960-1970 годах активно укореняются социалистические обряды. Проводились праздник первого снопа и праздник урожая.
Изменение условий труда, использование техники и новых технологий вместе с изменением трудовых народных традиций в целом, оказали влияние и на старинные «зажинки» и «дожинки». Значительно сократилось количество участников жатвы. Если раньше главными действующими лицами были жнеи, то в новых условиях главными в уборке урожая стали механизаторы, работники зернотоков и т.д.

Подпись автора

Люто ненавижу свядомых, змагаров и прочих мразей. Антимайдан!

13

http://4esnok.by/wp-content/uploads/2016/09/image14.png

Однако не исчезли совсем и традиционные народные ритуалы: как и раньше жнеи с серпами выступают обязательными участниками праздника «дожинки», сохранился «дожиночный сноп», венок из колосьев, каравай из зерна нового урожая. Дожиночный сноп обычно вручают руководителю хозяйства. Венками, хлебом-солью приветствуют лучших мастеров уборочной страды. Дополняют праздник концерты художественной самодеятельности. Сегодня мы видим, что народные традиции нашли своё продолжение и в XXI веке, правда, в виде праздничного карнавала.

Подпись автора

Люто ненавижу свядомых, змагаров и прочих мразей. Антимайдан!

14

Трансформация праздника на современном этапе

http://4esnok.by/wp-content/uploads/2016/09/image04-2-e1475163410966.png

В начале 1930-х годов был введён профессиональный праздник День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, который отмечался во второе воскресенье октября.
В Беларуси, России эта дата зафиксирована и по сей день. По своему содержанию этот праздник призван чествовать тружеников села, крестьян. И хотя он отмечался не в те же дни, что Дожинки, однако сам факт, что профессиональный праздник аграриев и животноводов календарно приурочен к моменту окончания сбора урожая, с одной стороны, представляется довольно логичным и правильным, а с другой стороны, оказывается эффективным социально-политическим ходом.

Подпись автора

Люто ненавижу свядомых, змагаров и прочих мразей. Антимайдан!

15

http://4esnok.by/wp-content/uploads/2016/09/image00-3-e1475163519596.png

Народный праздник урожая (символическое и ритуальное ядро которого составляют дожинки), праздновавшийся до того сугубо локально (в рамках отдельных хозяйств и общин), в формате Дня работников сельского хозяйства получает статус общенационального праздника. Дата торжеств, до того плавающая и обычно более ранняя, оказывается зафиксированной. Соответственно, сильно формализуется и формат проведения праздничных мероприятий. Обряды освобождались от их мистического и магического измерений, постепенно превратились из процесса взаимодействия человека с потусторонними силами в некие действия, совершаемые по инерции, по традиции. Сами аграрии, носители этой традиции, утратили понимание сакрального смысла исполнения обрядовых действий.
Многочисленные теории ритуалов, разработанные в религиоведении и культурной антропологии, утверждают, что ритуалы и обряды в ситуациях утраты своего сакрального измерения и, следовательно, цели своего исполнения перестают функционировать как средство связи человека с сакральными сущностями и перестают быть необходимой составляющей правильного и нормального поведения человека в его отношениях с тем миром, в котором он живет. Теряя свое сакральное ядро, обряды непременно рудиментируются, упрощаются и постепенно забываются.

Подпись автора

Люто ненавижу свядомых, змагаров и прочих мразей. Антимайдан!

16

Современные Дожинки — республиканский фестиваль-ярмарка

http://4esnok.by/wp-content/uploads/2016/09/image11-e1475163859599.png

Сразу отметим, что эти элементы — марш тружеников села, праздничный митинг с участием Президента, награждение ударников труда, выставка агротехники и достижений народного хозяйства, концерты фольклорных коллективов и выставки- продажи работ народных умельцев — безусловно, относятся к советскому наследию, а к религиозным ритуалам не имеют ни малейшего отношения. Тем не менее, Дожинки как некое действо, пускай даже карнавального характера, имеет отношение к окончанию сбора урожая и тем смыслам, которые работники сельского хозяйства связывают со своей деятельностью, с землёй, с процессами рождения, всхода, созревания растений, с оборотом энергии в мире и, в конечном счете, с людьми, которые живут, потребляя эти дары природы. И все это не может не выражаться как-то символическим образом в том действии, которое происходит, пусть даже в виде фестиваля.
По своей организации праздник как массовое мероприятия мало чем отличается от любого другого народного гуляния (Праздник города, День Победы). Определённый колорит гуляниям придают композиции из овощей, сена и другие инсталляции, символизирующие Праздник урожая.
На сегодняшний день Дожинки как республиканский фестиваль-ярмарка работников села является скорее наследником советского Дня работников села, чем возрождением (реконструкцией) более глубоких, аутентичных для дожинок религиозно-магических обрядов. Обряд получает ипостась ярмарки и карнавала. Магическая символика, присутствующая в народной одежде, украшениях, предметах быта, обрядах и т.д., практически не прочитывается как религиозно-магическая; она используется как элемент фольклора, элемент сказки или мифа, потерявших свою актуальность, свою силу и значение для сегодняшних белорусов, но способных ещё подчеркнуть национальный колорит. Однако искомые элементы подлинной религиозной ритуальности всё же могут быть обнаружены в современной белорусской культуре. Они живы в самой среде аграриев, в локальных сельских празднованиях дожинок, в тех мероприятиях, которые с ними связаны.

Подпись автора

Люто ненавижу свядомых, змагаров и прочих мразей. Антимайдан!

17

http://4esnok.by/wp-content/uploads/2016/09/image06-e1475164016327.png

Формат локальных дожинок имеет место в западной Беларуси. Об этом свидетельствует, например, заметка «У СВК Варняны справiлi дажынкi» из газеты «Астравецкая прауда» от 7.09.2011 года. И в нём есть место сакральному элементу: участие ксендза является важной частью данного мероприятия. Более того, сама форма проведения мероприятия, те смысловые связи, которые в свободной форме (особо подчеркнём) рождаются в процессе его проведения (например, передача дожиночного снопа скотоводам) свидетельствуют о его естественности и необходимости в жизни сегодняшних тружеников села.

Подпись автора

Люто ненавижу свядомых, змагаров и прочих мразей. Антимайдан!

18

http://4esnok.by/wp-content/uploads/2016/09/image15.png

С 2014 года изменен формата проведения республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дожинки».
Президент А. Лукашенко отметил, что для тех городов, где проходил фестиваль, оставался хороший след. Однако у нынешнего формата «Дожинок» есть и свои недостатки.  Прежде всего главу государства не устраивает сезон проведения праздника — начало осени. В это время можно подвести итоги только на основании валовых объемов собранного зерна, его урожайности. Однако такой важный показатель как эффективность продаж, полученный доход остаётся неучтенным.  Поэтому Александр Лукашенко считает, что лучших аграриев на республиканском уровне необходимо чествовать в начале календарного года, а проводить церемонию во Дворце Независимости, где будут вручаться, в том числе и государственные награды.
«Дожинки» же решено проводить в районах на базе одного из агрогородков. По мнению Президента, таким образом за 10-12 лет их приведут в порядок.  На областном уровне фестивали будут устраивать в районных центрах, за исключением городов областного подчинения и тех, где уже проводились «Дожинки».

Подпись автора

Люто ненавижу свядомых, змагаров и прочих мразей. Антимайдан!

19

Послесловие

http://4esnok.by/wp-content/uploads/2016/09/image03-2.png

Превращаясь в профессиональный праздник работников сельского хозяйства, в Дожинках религиозный ритуал формализуется, перестает быть магическим ритуалом, так как утрачивается адекватное восприятие связанных с ним смыслов; обряд сохраняет отдельные элементы только в отчужденно-символическом, фольклорном виде, становясь республиканским ( а теперь и местным) фестивалем-ярмаркой работников села и перемещаясь в город. Та форма, которую на протяжении последних пятнадцати лет Дожинки обретали как республиканский праздник, организуемый на государственном уровне в рамках программы по возрождению и развитию села, является своего рода новой формой не религиозного ритуала, призванного легитимировать для его участников определенный миропорядок, устанавливаемый, однако, уже не мистическими силами (духами и богами), а государственной властью.
Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо, что есть такие значимые республиканские мероприятия как «Дожинки», где прославляется Человек Труда. Хорошо, что эта традиция остается и на областном уровне.
Следует отметить, что имеет место трансформации белорусского общества, как и во всём мире, и то, что современный праздник имеет языческое название ( при отсутствии всевозможных ритуалов и обрядов), свидетельствует лишь только о том, что и власть, и население страны уважают традиции своего народа.
Благодаря «Дожинкам» жители глубинки имеют почти столичную инфраструктуру, которая активно ими используется. И неудивительно, что для населения райцентров, в которых проходил агрофестиваль, время разделилась на «до» и «после» «Дожинок».
Материалы:
Обычаи и традиции Беларуси. Дожинки
http://probelarus.by/belarus/informatio … adici.html
Православие и католичество на территории Беларуси
http://geum.ru/kurs/pravoslavie_katolic … -xviii.php
Языческие обряды и ритуалы старины
http://charybary.ru/obrjad/yazyicheskie-obryadyi/
Дожинки по-белорусски
http://www.unn.ru/pages/e-library/vestn … soc_2013_1(29)/13.pdf


источник

Подпись автора

Люто ненавижу свядомых, змагаров и прочих мразей. Антимайдан!


Вы здесь » Новогрудок 323 » Беларусь и Общество » Дожинки по-белорусски: от ритуала к карнавалу


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно