Украинские националисты на белорусской земле (Часть 2)
Надо ли говорить, что советские партизаны активно противодействовали ОУН-УПА как на территории УССР, так и БССР. Применялись и репрессии против небольших групп мирного населения, поддерживавших бандитов. Из отчета партизанского отряда имени А.В. Суворова бригады имени В.М. Молотова: «27 сентября [1943 г.]. Отрядом под командованием помощника ком. отряда Истомина был выезд по уничтожению украинских националистов в с. Деревок и Пневно, где была проделана следующая операция: прочесывание леса, затем был принят бой, который продолжался 2—3 часа. В результате боя было убито 10 чел. националистов. Взяты небольшие трофеи. После чего ворвались боем в населенные пункты, где было сожжено до 30 вражеских домов, из которых обстреливали националисты. При горении в каждом доме рвались патроны и гранаты».[1]
Из дневника боевых действий партизанского отряда имени Г.К. Орджоникидзе Пинской бригады о боях с украинскими националистами. 26 октября 1943 г.
«10.7.43 года. Группа бойцов под командой Дороша выгнала националистическую группу с националистической деревни Повитье…
4.10.43 год. Группа бойцов под командой Аладьина Г. вела бой с националистами, в результате боя забито 11 националистов и взято в плен 3». [2]
Из отчета Пинской партизанской бригады о боях с украинскими националистами. (Не ранее 1 ноября 1943 г.). Отряд им. Костюшко.
«По отряду с августа по ноябрь 1943 г.
Проведено боев с украинскими националистами — 3. Убито 18, ранено 5 националистов и немецких солдат в боях и из засад. Подорвано рельсов — 8 протяжением 100 метров. Захвачены трофеи: винтовок — 5 […]
Отряд им. Орджоникидзе
Октябрь 1943 года
Проведено боев с украинскими националистами — 2. Убито 12 националистов в боях. Взято в плен — 3 националиста. Подорвано рельсов — 32 протяжением 400 метров.
По отряду с июля по ноябрь 1943 года
Проведено боев с карательным отрядом и по разгрому полицейских участков — 4. Убито 23 немецких солдата и украинских националиста в боях и из засад. Взято в плен — 15 полицейских и украинских националистов. Сожжено жел.-дорожных станций — 1. Сожжено складов с продовольствием и с/х машинами — 4. Сожжено полицейских участков — 2. Подорвано рельсов — 32 протяжением 400 метров.
По Пинской бригаде с сентября 1942 г. по ноябрь 1943 г.
Спущено под откос в/эшелонов и поездов противника — 8. Разбито: паровозов — 10, вагонов — 110. Повреждено: паровозов — 5, вагонов — 24. Убито 185, ранен 71 немецкий солдат, полицейские и украинские националисты. Проведено боев с немецко-фашистскими войсками, полицией и украинскими националистами — 12. Взято в плен — 15 полицейских и украинских националистов». [3]
Я недаром привожу длинные цитаты из донесений партизанских командиров. Здесь мы видим, что боевые действия против немцев велись параллельно с борьбой с украинскими националистами. Притом партизаны не видели особой разницы между оккупантами и бандитами, которые мнили себя потенциальными оккупантами.
А вот любопытный документ: «Радиограмма командования Ровненского партизанского объединения № 1 о концентрации отрядов УПА в треугольнике Ковель — Сарны — Столин, их численности и вооружении» от 2 ноября 1943 г.
Совершенно секретно.
Тов. Хрущеву, Строкачу.
«В треугольнике Ковель — Сарны — Столин в данное время действуют националисты и чешские отряды УПА. Отряд Шавуридо до 150 человек, вооружение: пушка 45 мм одна, станковых пулеметов — 1, ручных пулеметов — 10, автоматов — 3, полуавтоматов — 30, минометов ротных — 1, мин к нему — 50, остальные винтовки, патронов к ним от 50 до 80.
Бегма, Тимофеев». [4]
Речь идет о пограничном районе между Белоруссией и Украиной. Партизанские командиры не сильны в большой политике и пишут «чешские отряды УПА». А это отряды из граждан Чехословакии украинского происхождения. Их сформировали немцы и отправили на Восточный фронт — еще одна разновидность «пьемонтцев».
Из отчета партизанского отряда им. Калинина бригады им. Молотова:
«Группа партизан заставы д. Горки 11.12.43 года обстреляла движущихся украинских националистов за скотом на Любатинские хутора, под огнем партизан националисты спешно бежали, не взявши скота». [5]
После освобождения Белоруссии Красной армией отряды ОУП-УПА усилили террористическую деятельность. Нападения на милиционеров, советских чиновников, председателей колхозов и т.д. еще можно объяснить желанием националистов держать под контролем области Белоруссии. Но какого лешего ОУН-УПА настойчиво пыталось сорвать восстановление Днепро-Бугского канала?
Напомню, что канал, соединяя реки Припять и Западный Буг, имел важное стратегическое значение. В 1942 г. немцы провели по нему свыше 200 тыс. т грузов. Ну а весной 1943 г. советские партизаны взорвали шлюзы, и до освобождения Белоруссии канал был несудоходен. В сентябре 1944 г. советские строители приступили к восстановлению канала. Какой резон ОУН-УПА вести бои за канал, который физически не мог быть использован в борьба с бандитизмом в Белоруссии? Тут националисты выполняли заказ своих немецких или англо-американских хозяев. И те, и другие были заинтересованы в нарушении снабжения частей Красной армии, наступавшей в Польше и Германии. Понятно, что и тех, и других не радовала перспектива прохода через канал многочисленных судов Днепровской военной флотилии и выход их на Вислу, Одер и далее на запад, юг и Балтику.
«В ночь с 9 на 10 декабря [1944 г.] банда бульбовцев в количестве 20 человек вышла с хуторов деревни Кончицы Дубойского сельсовета, подошла к шлюзу № 1, где выпустила две ракеты и обстреляла из автоматического оружия постройки на шлюзе.
Охраной шлюза был дан ответный огонь, после чего банда вдоль берега канала направилась в направлении деревни Стаховичи Дубойского сельсовета, откуда также была слышна перестрелка».[6]
«18 октября [1944 г.] банда сделала налет на Белоозерский канал.
Бандитами убит главный инженер т. Панов и три бойца охраны. Бандиты поломали шлюз и выпустили воду из водохранилища».[7]
«1 декабря 1944 года на территории Ивановского района Пинской области было совершено нападение на строительство Днепро-Бугского канала, в результате нападения уничтожен шлюз № 2, сожжена кузница с оборудованием и срублена наблюдательная будка».[8]
27 марта 1946 г. «бандитская группа на хуторе деревни Журавок Ивановского района убила начальника шлюза Днепро-Бугского канала, бывшего партизана Рудого И.Е.».[9]
Канал удалось восстановить к лету 1945 г.
«В окрестностях дер. Повчин Туровского района Полесской области в ночь с 8 на 9 апреля 1945 года были выброшены вражеские парашютисты в количестве 4 человек с задачей связаться с руководством банд УПА и проводить диверсии на железнодорожном транспорте.
Принятыми мерами со стороны члена группы содействия тов. Буда Кирилла Максимовича, начальника Туровского РО НКВД лейтенанта милиции тов. Хохлова и созданной им оперативной группы в количестве 5 человек после ожесточенной перестрелки был захвачен один парашютист и убито два, а один утонул в реке Припять при спуске, труп которого был обнаружен позже».[10]
Тут стоит отметить два момента. Во-первых, ловили парашютистов исключительно местные жители — милиционеры и бойцы истребительных батальонов. Ну, а во-вторых, в документе не говорится о принадлежности самолета, с которого велось десантирование. Если это немцы, что маловероятно для апреля 1945 г., то налицо тесное сотрудничество УПА с гитлеровцами в последние дни войны, от чего рьяно открещиваются украинские националисты. А вот если самолет принадлежал ВВС США или Великобритании, так это весьма «забавно» — в апреле 1945 г. воевать против Красной армии?
Части НКВД, охранявшие тыл 1-го Белорусского фронта, вступили в боестолкновения с УПА уже в начале мая 1944 г. Так, «2—3 мая маневренная группа 157-го погранполка совместно с группой 232-го отдельного стрелкового батальона 19-й стрелковой бригады под командой начальника маневренной группы капитана Бородулина, участвуя в операции в районе Ячковичи — Хоточна, вела бой с бандгруппой УПА численностью 600—700 человек, состоявшей из двух куреней, возглавляемых “Балабаном” и “Долбенко”. Несмотря на явное численное превосходство бандитов, пограничники смело вступили в бой, в результате которого было убито 230 бандитов и 5 взято в плен. Наши потери: убито 16 человек, из них 4 офицера, ранено 12 человек, из них 1 офицер».[11]
Для борьбы с украинскими и польскими националистами в ноябре—декабре 1944 г. экстренно были организованы истребительные батальоны численностью 60—70 человек из партийно-советского районного и сельского актива (бывших партизан) с отрывом от производства, с сохранением за ними заработной платы. В итоге был организован истребительный батальон в составе 200 человек.
Вот сухая отчетность действий бандформирований:
«По данным органов НКВД на территории Полоцкой, Молодеченской, Гродненской, Барановической, Пинской и Брестской областей БССР на учете на 1.1.1945 г. состояло 82 бандгруппы общей численностью 2385 бандитов. Кроме того, по далеко неполным данным, разыскивалось числящихся на учете органов НКВД по этим же областям:
Дезертиров КА — 1132 чел.
Уклоняющихся от призыва — 6299 чел.
В течение 1945 г. бандформированиями только в районах оперативно-боевых действий наших войск было совершено 189 бандоявлений, в результате которых убито — 138, ранено — 25 человек совпартактива, в[оенно]сл. Красной Армии, НКВД и местного населения…
На 1.1.1945 г. в составе войск округа для оперативно-боевого использования имелось три дивизии четырехполкового состава, отдельный стрелковый полк и, кроме того, были прикомандированы отдельный батальон и три отдельных дивизиона.
Общая численность войск составляла 20 910 человек. В семи областях оперативного обслуживания наших войск был выставлен 91 гарнизон. В течение 1945 г., в связи с оперативной обстановкой, дислокация войск подверглась значительным изменениям, так, например, в течение года гарнизоны ВВ НКВД были выставлены в 285 пунктах западных областей, из них: ротного состава — 179, батальонного состава — 86.
После произошедших изменений в количественном составе войск, связанных с отзывом отдельных частей в другие округа и соединения (220-й, 105-й погранполки, 267-й сп, прикомандированных отдельного батальона и дивизионов), демобилизации л/с первой очереди, расформирования 6-й сд, в составе войск округа на 1.1.1946 остались две дивизии трехполкового состава (из них: 12-й сп временно находится в оперативном подчинении УВВ НКВД Украинского округа). Численный состав войск — 10 446 человек».[12]
В течение 1945 г. в результате проведения чекистско-войсковых операций Белорусского ВО было ликвидировано 189 бандгрупп общей численностью 2577 бандитов. Из них: убито — 958, захвачено — 1619.
Кроме того, изъято бандитов-одиночек и участников антисоветского подполья — 3632 чел.
Бандпособников — 2026 чел.
Обнаружено и уничтожено — 3154 схронов и укрытий банд.
В результате разъяснительной работы во время проведения операций явилось с повинной и сдалось: бандитов — 157 чел., дезертиров — 333 чел., уклоняющихся от призыва — 6316 чел.
В ходе проведения операций изъято: орудий — 1, станковых пулеметов — 18, ручных пулеметов — 175, минометов — 7, винтовок — 1536, автоматов — 449, револьверов-пистолетов — 409, гранат — 886, радиостанций – 9, взрывчатых веществ — 82 кг.
В боестолкновениях с бандами потери советских войск за 1945 г. составили 87 человек. Из них: убито — 35, ранено — 52 человека.
Всеми видами нарядов за 1945 г. было задержано 106 814 человек. Среди них: подозреваемых в шпионаже — 25, диверсантов-парашютистов — 8, дезертиров Красной армии — 4709, уклоняющихся от призыва в Красную армию — 26 063, изменников Родины — 366, немецких солдат, в том числе бежавших из лагерей — 34.
С 1 января по 20 февраля 1945 г. войсками Белорусского ВО в составе 12-го, 264-го, 265-го стрелковых полков 7-й стрелковой дивизии, 267-го стрелкового полка, 1-го батальона 34-го мотострелкового полка 10-й стрелковой дивизии и 220-го погранполка, во взаимодействии с ВВ НКВД УО, проводилась чекистско-войсковая операция по ликвидации банд УПА в Пинской и Брестской областях.
В результате операции: ликвидировано 22 бандгруппы общей численностью 363 бандита (убито 97, захвачено 266), задержано бандитов-одиночек — 138. Кроме того, задержано: изменников Родины — 132, бандпособников — 122, дезертиров Красной армии — 1505, уклоняющихся от призыва — 2159. Трофеи: ручных пулеметов — 9, автоматов — 35, винтовок — 107, карабинов — 10, пистолетов — 10. Потери советских войск составили: убито — 3, ранено — 2 человека.
Не проходит и дня, чтобы российские СМИ не выплескивали на население десятки «ужастиков» о сталинских репрессиях. Мол, НКВД массово расстреливал людей за одно неосторожное слово, а то и просто так, «ради выполнения спущенного Сталиным плана». Да, действительно, были необоснованные репрессии. Но их причинами являлись в первую очередь ложные доносы. Я уже в школе от детей «компетентных» родителей знал, что треть зэков сидели за ложные доносы. Рассекреченные на Украине документы подтвердили это — действительно, около трети сидели за ложные доносы. А вот сейчас правительство РФ, ФСБ и иные организации делают все, чтобы сохранить в тайне имена доносчиков.
Зато по телевидению мы уже четверть века видим парады холеных дедов на Западной Украине и в Прибалтике. Все они ветераны СС и жертвы страшных сталинских лагерей. Но почему эти 70—100-летние деды выглядят здоровенькими и так браво маршируют?
Меня же лично действия госбезопасности в 1944—1950-х годах в Прибалтике, Белоруссии и на Украине удивляют своим… либерализмом. Вот, к примеру, история одного из «атаманов» УПА, некоего Резнюка.
«Материалами следствия установлено, что Резнюк, будучи во 2-м артиллерийском полку, находясь на передовой линии фронта, сдался в плен немцам. В марте месяце 1943 года из плена был освобожден и отправлен по месту жительства в Полтавскую область, в то время уже оккупированную немцами, но по месту жительства не поехал, а установил связь с бандой УПА и впоследствии вступил в ее ряды»[13].
Бандой Резнюка убиты десятки мирных жителей, включая детей. Ограблено множество населенных пунктов Волынской и Брестской областей.
«В феврале 1945 года на территории Волынской области во время грабежа населения Резнюк со своей бандгруппой встретили группу красноармейцев, с которой, по приказанию Резнюка, вступили в бой. Во время боя банда Резнюка была разбита, а Резнюк и Колтунович были ранены и пленены.
Дело следствием закончено и направлено по подсудности. Военным трибуналом Ризнюк приговорен к ВМН, а все остальные к 10 годам л/свободы каждый»[14].
А вот история некоего Савчука по кличке «Веселый». Перечень зверских убийств, совершенных членами его провода, займет не одну страницу. Вот только один вроде бы рутинный эпизод — 17 октября 1944 г. в местечке Дивин националисты расстреляли зрителей в ходе демонстрации кинофильма.
9 сентября 1945 г. в д. Большие Болоты Кобринского района были убиты две семьи — Бойко Емельяна Александровича, состоящая из четырех человек, и Кислюка Михаила Александровича, состоящая из 6 человек.
«Лично Савчук зверски убил путем удушения уполномоченного сельсовета деревни Шлях-Пуща Вышинского Ивана Александровича, расстрелял бойца истребительного батальона, жителя деревни Повите Бриштень Архипа и ранил в руку жительницу деревни Старая Темра Михалюк Пелагею, мать убитой комсомолки — продавщицы магазина сельпо, которая бежала от зверских издевательств над ней со стороны бандитов»[15].
К следствию по делу банды «Веселого» привлекли «215 участников ОУН, связных и пособников». «Военный трибунал войск МВД Брестской области приговорил Савчука Николая к высшей мере наказания — расстрелу, 4 человек к каторжным работам на срок 15 лет каждого, а остальных обвиняемых на 10 лет ИТЛ и 5 лет поражения в правах каждого»[16].
Ну а всего в 1944—1946 гг. почти 500 тыс. человек привлечено к ответственности по делам о бандитизме в БССР, казнено 726 бандитов, осуждено к различным срокам наказания 29 654 чел., отправлено в ссылку или на поселения 115 212 чел.
[1] Там же. С. 64.
[2] Там же. С. 65.
[3] Там же. С. 69.
[4] Там же. С. 70.
[5] Там же. С. 87.
[6] Там же. С. 229.
[7] Там же. С. 267.
[8] Там же. С. 309.
[9] Там же. С. 335.
[10] Там же. С. 304.
[11] Пограничные войска в годы Великой Отечественной войны 1941—1945. Сборник документов. / Под ред. П.И. Зырянова. М.: Наука, 1968. С. 573.
[12] ОУН-УПА в Беларуси. 1939—1953 гг. Документы и материалы. С. 326—327.
[13] Там же. С. 309.
[14] Там же. С. 310.
[15] Там же. С. 370—371.
[16] Там же. С. 371—372.
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
- Подпись автора
Смерть фашизму, свобода народу! (с) югославские партизаны
В Вологде собpание коммунистов вынесло постановление о том, что
"необходимо уничтожить класс буpжуазии". Пpолетаpиат должен обезвpедить миp
от паpазитов, и чем скоpее, тем лучше. (с) А.Мариенгоф "Циники"