Форум существует .

Новогрудок 323

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Новогрудок 323 » Это уже История » “Великие комбинаторы” из Западной Беларуси


“Великие комбинаторы” из Западной Беларуси

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

http://s9.uploads.ru/t/Wa8yt.jpg

История западно-белорусских территорий, входивших в 1921-1939 гг. в состав Второй Речи Посполитой, до сих пор хранит в себе много интересных и малоизученных сюжетов. К таким, к примеру, относится деятельность разного рода аферистов, мошенников и просто не чистых на руку людей на территории Виленского, Новогрудского и Полесского воеводств межвоенной Польши.

Воссозданное в 1918 году польское государство столкнулась с огромными проблемами в финансовой сфере. Еще во время немецкой оккупации Польши на ее территории была образована Польская крайовая кредитная касса, выпускавшая т.н. «польские марки».

Эти деньги стали основным платежным средством и независимой Польши. Однако инфляция буквально ежедневно обесценивала польскую марку. Если в 1919 году за один североамериканский доллар давали 9 марок, то через год уже 110, через два – 3000, а к 1924 году около 6,5 миллиона марок. Инфляция уничтожала капиталы банков и частных лиц.

Эта ситуация спровоцировала появление большого количества банков-однодневок, которые промышляли валютными спекуляциями. Одним из банков-фантомов был Виленский сельско-хозяйственно – промышленный банк, имевший филиалы в Гродно, Глубоком, Долгинове, Свентянах и Дзисне.
http://s8.uploads.ru/t/0dil6.jpg
Удостоверение польского банка в Гродно
В декабре 1925 г. партнером этого кредитно-финансового учреждения стала латвийская финансовая группа. Впрочем, в марте 1926 г. руководство банка заявило о банкротстве. Дело в том, что двумя годами ранее в Польше была введена новая валюта – злотый, что привело к стабилизации финансового рынка.

В деятельности банка не обошлось и без афер. 16 января 1930 года суд огласил приговор в отношении руководства этого финансового учреждения, обвинив его в махинациях с векселями из-за которых пострадали такие гиганты как Банк Польский и Банк народного хозяйства.

В марте 1926 г. были арестованы сотрудники виленского отделения Торгового Банка. Следствие показало, что эти люди проводили банковские операции по «серым схемам». Потери банка составили более 50 тыс. злотых. На эти средства бывшие банкиры успели приобрести недвижимость и автомобиль.

В 1933 г. «крэсы всходне» облетела новость о самоубийстве Станислава Рушкевича, директора виленского филиала Банка, курировавшего сферу производства сахара. Следствие выяснило, что к такому поступку директора подтолкнул страх наказания за махинации.
http://s8.uploads.ru/t/F3mzl.jpg
Польское финансовое учреждение в Гродно

Подпись автора

Je suis Маскаль!

2

После проведенной ревизии на складах было выявлено отсутствие 300 мешков сахара на общую сумму 20 тысяч злотых.  Оказалось, что Рушкевич их продал, а прибыль положил в карман.

В марте 1935 года в Вилейке обосновалась группа «предприимчивых» людей, приехавших из разных частей Польши. Вскоре они создали «Кредитную кассу», позиционируя это учреждение как фирму с солидным прошлым. Деятельность «канторы» продолжалась всего несколько месяцев, однако за это время жертвами кассы стал целый ряд фирм.

Но наиболее известной банковской аферой была подделка сберегательных книжек банка РКО (Почтовой сберегательной кассы). Отделения этого кредитно-финансового учреждения были в Вильно, Ошмянах и Свентянах. В отчетах польской полиции на территории западно-белорусских воеводств за 1932-34 гг. часто встречаются преступлений, связанные с попыткой получения денег по поддельным сберкнижкам.
http://s9.uploads.ru/t/VfO3t.jpg
Польская довоенная сберегательная книжка
Аферисты либо подделывали сам бланк книжки, либо дописывали пару нулей к сумме, указанной в документе. Обычно, жители Западной Беларуси держали на книжках не большие суммы. Дорисовал «нолик» и если кассир не опытный, то, как говорили в одном фильме «easy money».

В 1933 г. в Вильно полицией был арестован Мартин Невяровский, при обыске у которого было обнаружено большое количество сберкнижек на подставных лиц. Аферист подделывал суммы накоплений и подписи владельцев, и, таким образом, получал деньги в кассах. Более того, в подделке банковских документов были уличены его двое сыновей и дочь. Вот такой, семейный подряд.

В мае 1931 года в Лиде была арестована банда хитроумных фальшивомонетчиков во главе со Шломой Тененбаумом. Этот человек в свое время установил контакт с сотрудниками химической лаборатории в Ровно, благодаря чему наладил процесс «гальванизации» золотых царских червонцев.

Применение данной химической реакции позволял «вымывать» из монет золото, уменьшая их вес на 10-15%. Стоит отметить, что золотые червонцы с изображением последнего русского царя Николая ІІ были конвертируемой валютой в Польше, и служили одним из главных средств сохранения и накопления капиталов.

Внешне обработанные «червонцы» ни чем не отличались от оригинальных монет. На вырученные с продажи переработанных золотых десяток деньги, аферисты покупали новые монеты и отправляли их в Ровно. По подсчетам полиции шайке удалось «переработать» около 20 тыс. золотых пяти и десятирублевок. Вышли на след мошенников польские служители порядка случайно.
http://s8.uploads.ru/t/JnodT.jpg
Польское финансовое учреждение в Лиде
Один из стоматологов, работавших в Лиде, купив «червонцы», определил, что монеты весят меньше положенного и вызвал полицию. Следствие показало, что в результате деятельности банды Тененбаума пострадали не только частные лица, но и ряд банков, находящихся в западно-белорусских воеводствах ІІ Речи Посполитой.

В 1937 г. на территории Новогрудского воеводства была арестована банда, промышлявшая изготовлением фальшивых серебрянных монет номиналом в 10 злотых. В качестве исходного материала фальшивомонетчики использовали царские серебрянные рубли.

Было много афер и в сфере ипотечного кредитования. В сентябре 1931 г. в Коммунальную Сберегательную кассу Вильно обратился человек с просьбой о выдаче ссуды на строительство дома. В качестве залога, он предложил принадлежавшую ему квартиру, представив на нее документы. После подписания гарантийных векселей он получил 5 тыс. долларов (североамериканская валюта и тогда была почете). А вскоре оказалось, что кредит по подложным документам оформил аферист, белорус по национальности, Станислав Волейша.

За этим человеком тянулся шлейф похожих преступлений еще с царских времен. Однако в этот раз от правосудия ему не удалось уйти. Волейша был арестован и в 1932 году приговорен польским судом к 5 годам тюремного заключения.

Подпись автора

Je suis Маскаль!

3

http://s9.uploads.ru/t/xHXPI.jpg
Сберегательная книжка
Встречались, однако, и благородные аферисты. В октябре 1933 г. житель Западной Беларуси Яков Грилин собирался эмигрировать в США. Для этой цели он познакомился с человеком, который обещал помочь ему с выездом за границу. За организацю отъезда Грилин заплатил 100 североамериканских долларов.

Однако, вскоре посредник исчез. Впрочем, через несколько недель Яков получил письмо из Палестины, в котором аферист, взявший у него солидную сумму, просил о прощении и обещал переслать через польский банк PKO взятые деньги вместе с процентами. Вскоре Грилин получил из Тель-Авива свои «кровные». Но такие случаи были, скорее, исключением.
http://s9.uploads.ru/t/Yqb3I.jpg
Тот самый банк РКО в Тель-Авиве
В 1936 году в Вильно появился человек, выдававший себя за капитана английской армии Лэсмана. Этот человек якобы вербовал добровольцев для отправки на Гражданскую войну в Испанию. За услуги он брал комиссионные. «Англичанином» заинтересовалась польская полиция.

В результате следствия выяснилось, что за английского подданного выдавал себя уроженец Западной Беларуси по фамилии Бернюкевич в совершенстве владевший 13 иностранными языками. В свое время этот человек открыл школу иностранных языков, однако, после получения денег за учебу, он сбежал и занимался подобными преступлениями в других польских городах.     
                                                                                                                                                                                                     
«Если в стране курсируют денежные знаки, значит, есть люди, у которых их очень много», - так, видимо, рассуждал не только Остап Бендер, но и многочисленные любители «лёгких денег», промышлявшие в Западной Беларуси.

Но начавшаяся в сентябре 1939 года Вторая Мировая война изменила сложившийся за мирное двадцатилетие уклад жизни. На смену "панской" Польше пришла «рабоче-крестьянская советская власть», которая установила свои правила игры на финансовом рынке. Так ушла в прошлое эра «великих комбинаторов»  из Западной Беларуси.
Игорь Мельников

Подпись автора

Je suis Маскаль!


Вы здесь » Новогрудок 323 » Это уже История » “Великие комбинаторы” из Западной Беларуси


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно