История западно-белорусских территорий, входивших в 1921-1939 гг. в состав Второй Речи Посполитой, до сих пор хранит в себе много интересных и малоизученных сюжетов. К таким, к примеру, относится деятельность разного рода аферистов, мошенников и просто не чистых на руку людей на территории Виленского, Новогрудского и Полесского воеводств межвоенной Польши.
Воссозданное в 1918 году польское государство столкнулась с огромными проблемами в финансовой сфере. Еще во время немецкой оккупации Польши на ее территории была образована Польская крайовая кредитная касса, выпускавшая т.н. «польские марки».
Эти деньги стали основным платежным средством и независимой Польши. Однако инфляция буквально ежедневно обесценивала польскую марку. Если в 1919 году за один североамериканский доллар давали 9 марок, то через год уже 110, через два – 3000, а к 1924 году около 6,5 миллиона марок. Инфляция уничтожала капиталы банков и частных лиц.
Эта ситуация спровоцировала появление большого количества банков-однодневок, которые промышляли валютными спекуляциями. Одним из банков-фантомов был Виленский сельско-хозяйственно – промышленный банк, имевший филиалы в Гродно, Глубоком, Долгинове, Свентянах и Дзисне.
Удостоверение польского банка в Гродно
В декабре 1925 г. партнером этого кредитно-финансового учреждения стала латвийская финансовая группа. Впрочем, в марте 1926 г. руководство банка заявило о банкротстве. Дело в том, что двумя годами ранее в Польше была введена новая валюта – злотый, что привело к стабилизации финансового рынка.
В деятельности банка не обошлось и без афер. 16 января 1930 года суд огласил приговор в отношении руководства этого финансового учреждения, обвинив его в махинациях с векселями из-за которых пострадали такие гиганты как Банк Польский и Банк народного хозяйства.
В марте 1926 г. были арестованы сотрудники виленского отделения Торгового Банка. Следствие показало, что эти люди проводили банковские операции по «серым схемам». Потери банка составили более 50 тыс. злотых. На эти средства бывшие банкиры успели приобрести недвижимость и автомобиль.
В 1933 г. «крэсы всходне» облетела новость о самоубийстве Станислава Рушкевича, директора виленского филиала Банка, курировавшего сферу производства сахара. Следствие выяснило, что к такому поступку директора подтолкнул страх наказания за махинации.
Польское финансовое учреждение в Гродно
- Подпись автора
Je suis Маскаль!