Белорусский Индиана Джонс мечтает вернуть крест Ефросиньи Полоцкой
У него нет хлыста и револьвера, и он не носит фетровую шляпу. Но он, не хуже голливудского киногероя разбирается в археологии и истории. И не важно, что он пока не профессор, а всего лишь студент. В багаже этого молодого человека уже несколько громких находок, главной из которых, безусловно, является возвращенный на родину «Статут Великого Княжества Литовского 1588 г.». Знакомьтесь, собеседник «Исторической правды», студент исторического факультета Белорусского государственного университета Андрей Радков.
- Андрей, у сегодняшней молодежи история, мягко скажем, не в почете. А откуда у тебя такое увлечение историей Беларуси и интерес к поискам исторических артефактов?
- Думаю, в каждом человеке живет скрытая потребность к открытию чего-то нового. У кого-то она развита больше, у кого-то меньше. Однажды, рядом с деревней, где я проводил школьные каникулы, работала археологическая экспедиция из БГУ под руководством доктора исторических наук, знаменитого белорусского историка и нумизмата Валентина Рябцевича. Эти люди, увидев мое любопытство, организовали для меня, тогда еще 12-летнего мальчишки, своеобразный мастер-класс по археологии и истории, продемонстрировав ценнейшие находки и рассказав о них. Тогда я наверно и осознал: вот то, чем я буду заниматься профессионально.
- Самым большим твоим успехом на сегодня является возвращение в Беларусь, по сути, первой конституции на европейском континенте, «Статута ВКЛ 1588 г.». Расскажи, как ты вышел на этот уникальный документ?
- Это история началась в 2010 году. В интернете я прочел статью о том, что на одном из аукционов продается метрическая книга костела в Ишкольди. Я тут же «забрался» на этот аукцион и, договорившись с продавцом, стал экстренно собирать тысячу долларов для покупки «Метрики». «Бросил кличь» друзьям, знакомым. Разместил объявления в социальных сетях. И дело, на удивление, пошло. Через пять дней я уже ехал из Барановичей с раритетной книгой в сумке. В итоге артефакт из Ишкольди оказалась в Национальном историческом архиве Беларуси.
Во время одного из волонтерских выездов мне удалось познакомиться с Заведующим отделом публикаций и документов Национального исторического архива Беларуси Дмитрием Яцкевичем. Это очень умный и неординарный человек, который помог мне в работе по поиску исторических артефактов.
"Охотник за раритетами, белорусский студент Андрей Радков
Затем была покупка за 500 долларов «Могилевского часовника», книги, изданной в 1773 г. в Могилевской братской типографии.
Оказалось, что при Богоявленском братском монастыре в Могилеве в первой трети XVII века была основана типография, просуществовавшая около двух столетий. Но, к сожалению, сегодня в могилевских музеях сохранилось очень мало книг, изданных в некогда знаменитой на все Великое Княжество Литовское Братской типографии. Получается, что каждый фолиант на вес золота.
Свою помощь в покупке «Могилевского часовника» предложил Директор музея истории Могилева Алексей Батюков. Так сформировалось наше трио, если так можно сказать, «охотников за артефактами». В одной из статей, посвященной презентации выкупленной в Могилеве книге, я прочел комментарий читателя примерно следующего содержания: «Безусловно, хорошую книгу купили, а Статут 1588 г. купить слабо?». За этот обрывок информации я уцепился и вскоре узнал, что действительно один из московских коллекционеров продает «Статут ВКЛ 1588 г.».
Я знал, что в Беларуси нет ни одного издания этого раритетного документа именно на старобелорусском языке. Были на латыни, на польском, но все они были изданы гораздо позже. Кстати, о том, на сколько ценят этот документ европейцы, свидетельствует тот факт, что во французской Сорбонне отводится целый семестр на изучение нашего статута.
Книга продавалась на открытом аукционе. Я «вышел» на продавца и начал переговоры о продаже ее нам. Несколько месяцев мы переписывались. Я попросил выслать фото «Статута», для того, чтобы провести предварительную экспертизу его подлинности оценить состояние фолианта. Кроме этого, пришлось и поторговаться. Первоначальная цена раритета составляла 52 тысячи долларов США. В итоге сговорились на 45 тысячах.
Начались поиски спонсоров. Процесс этот был не простой, но, слава Богу, успешный. Нам дважды пришлось ездить в Москву. Первый раз, для того, чтобы заплатить 10% задатка, а второй уже непосредственно за книгой. Не скрою, у нас троих тогда прибавилось много седых волос, но все завершилось успехом. В итоге, «Статут ВКЛ 1588 г.» был привезен в Беларусь и сейчас находится в Музее города Могилёва.
- Подпись автора
Je suis Маскаль!