Поскольку наши сограждане накупили машин на 320 миллионов долларов, в следующем году белорусским автосалонам придётся туго: деньги народ уже потратил. А среди тех, кто не потратил, много ли найдется желающих в 2015 году купить авто по новым ценам? И, кстати, по каким? На этот вопрос сейчас никто не ответит. Но, помимо ажиотажного спроса на автомобили, в 2014 году произошло немало других важных изменений, которые так или иначе касаются каждого из нас.
Новая пошлина
На самом деле, новый год для белорусских автомобилистов начался в декабре 2013-го, когда Палата представителей начала обсуждать новый сбор под названием «Государственная пошлина за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Уплату нового платежа привязали к техосмотру, и до вечера 31 декабря народ атаковал СТО, чтобы не платить новый «транспортный налог». Позже выяснилось, что госпошлина имеет массу неприятных нюансов: при продаже автомобиля покупатель должен платить госпошлину заново, на новые машины нужно вносить плату за два года вперед, тем, кто эксплуатирует автомобиль только летом, не предусмотрено никаких скидок...
Новый «налог» позволил государству потратить 3 трлн на республиканские дороги (и столько же на местные), что, конечно, меньше, чем требуемые 6 трлн, но почти на треть больше, чем было выделено в 2013 году. Правда, многие белорусы поначалу решили попросту не платить госпошлину. В ответ пришлось ужесточить контроль за прохождением техосмотра и переписать законы. За отсутствие техосмотра стали наказывать жёстче: вместо предупреждения или штрафа до 2 базовых величин, нарушителям теперь грозит штраф 1-3 б.в., а повторное отсутствие талона наказывается штрафом 2-5 б.в.
Штрафы и камеры
Выросли штрафы и за некоторые другие нарушения. За неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства, стеклоочистителей, за негорящие фары и задние габаритные огни также перестали выносить предупреждения, и теперь за указанные поломки предусмотрен только штраф. Другое нововведение касается так называемых «писем счастья»: если раньше белорусы «переписывали» свои нарушения на родственников и друзей, то теперь такая необходимость отпала — для штрафов с камер отменили «повторность», и лишиться прав, нахватав «писем счастья», стало невозможным.
Кстати, в 2014 году милицейские камеры научились штрафовать не только за превышение скорости, но и за нарушение правил стоянки и остановки. Правда, внедрение этого новшества растянулось почти на полгода! Поначалу никто не знал, как технически организовать процесс, однако уже в ноябре ГАИ начала использовать для этих целей аппаратно-программный комплекс «ПаркРайт», и бросать машины где попало белорусы практически перестали.
Бензин и не только
Первые полгода цены на автомобильное топливо оставались стабильными, за что эксперты благодарят Чемпионат мира по хоккею. В ночь на 8 июля цены на автозаправках резко изменились, притом новые ценники оказались больше прежних сразу на 500 рублей. Затем бензин и дизтопливо дорожали ещё несколько раз, а с 1 октября Белнефтехим вообще ввёл новую ценовую политику: с этого момента цена на топливо стала индексироваться вслед за изменениями курса доллара! А потому неудивительно, что сейчас белорусы массово атакуют российские заправки: у соседей заправляться выходит гораздо дешевле.
Что ещё? То, что в Беларуси вслед за Россией будет введён утилизационный сбор, было понятно всем. И это случилось 1 марта. А вот в то, что парковки Минска станут платными, как раз многие не верили, но с 1 декабря, чтобы оставить машину в некоторых районах столицы, нужно платить. Также нельзя не вспомнить, что в 2014-м были переписаны Правила дорожного движения, которые начнут действовать 15 января нового, 2015 года.
- Подпись автора
Это моё место! © Sheldon Cooper
Я за возврат СССР!