Гражданская война. Русско-польская война 1792 года
В Петербурге к майской конституции первоначально отнеслись спокойно. Екатерина на донесение о государственном перевороте ответила, что Россия, как и раньше, будет «спокойным зрителем», пока сами поляки не попросят помощи в восстановлении прежних законов. К тому же руки Петербургу связывала война с Турцией. Екатерина Алексеевна была недовольна польскими реформами, считала, что действия Варшавы — это наглое нарушение дружбы (об этом императрица летом 1791 года писала Г. Потемкину).
Вскоре военно-политическая ситуация изменилась. Османская империя была вынуждена 29 декабря 1791 года подписать Ясский мирный договор. А в феврале 1792 года Австрия и Пруссия подписали военный союз против Франции. Тем временем Речь Посполитая бурлила. О реформах больше говорили, чем делали. Паны по-прежнему ссорились друг с другом. Усилились преследования диссидентов. Многие обиженные магнаты стали просить помощи у соседних государств. О восстановлении старой конституции попросили и Россию.
Деятели «пророссийской партии» Феликс Потоцкий и Северин Ржевуский уже в июле 1791 года подали Потёмкину записку о плане составить конфедерацию против конституции 3 мая и попросили помощи России. В марте 1792 года они прибыли в Петербург и обратились к русскому правительству с просьбой помочь в деле восстановления старых порядков. 14 мая магнаты Потоцкий, Браницкий, Ржевуский и генерал Коссаковский в Торговице под Уманью учредили конфедерацию против конституции (Тарговицкая конфедерация). Её главой стал Потоцкий. Его помощниками были гетман великий Франциск-Ксаверий Браницкий и гетман польный Северин Ржевуский. Сейм, учредивший конституцию 3 мая, был объявлен насильственным и незаконным, и процесс подготовки новой конституции назвали заговором. Всех, кто не подчинялся конфедерации, объявили врагами отечества.
Одновременно в Польшу ввели русские войска. 18 мая 1792 года русский посол Булгаков вручил польскому правительству декларацию, в которой говорилось о разрыве между Речью Посполитой и соседними державами. «Истинные патриоты» призывались «содействовать великодушным стараниям императрицы», которая собиралась «возвратить Речи Посполитой свободу и законность».
Тарговицкая конфедерация при поддержке русских войск начала войну с «патриотами». В конце мая — начале июня 1792 года в Польшу ввели 65-тыс. армию под началом генерала Михаила Каховского. Им противостояла 45-тыс армия под командованием племянника короля Иосифа Понятовского. Русские войска наступали через Волынь вглубь Речи Посполитой. И. Понятовский сначала отступил за Десну, затем за Буг. Польская армия потерпела поражения под Полоном, Зеленцами и Дубенкой.
Михаил Васильевич Каховский (1734—1800)
Надежды на Пруссию не оправдались. Берлин отказался помогать Варшаве, объяснив это тем, что мнение Пруссии не учитывалось при принятии Конституции 3 мая, и это упразднило союзнический договор. В январе 1793 года прусские войска вступили в Великую Польшу, но не как союзники, а захватчики.
Одновременно 32-тыс. русская армия под командованием генерал-аншефа Михаила Кречетникова вступила в Литву. 31 мая русские войска без сопротивления заняли Вильно. В Великом княжестве Литовском создали ещё одну конфедерацию против конституции 3 мая. Маршалом литовской конфедерации избрали крупного магната князя Александра Сапегу, он был канцлером Великого княжества Литовского, а его помощником стал ловчий литовский Иосиф Забелло. Русские войска заняли Ковно, Борисов и Минск. В Минске спешно учредили местную провинциальную конфедерацию. Литовская армия не смогла устоять перед натиском русской армии. 25 июня русские заняли Гродно. 12 (23) июля 1792 года в бою под Брестом русские войска разбили литовский корпус Шимона Забелло. Остатки литовской армии переправились через р. Буг и отступили в Мазовию. Русские солдаты заняли Брест.
В конце июля 1792 года польский король Станислав Понятовский вынужден был присоединиться к Тарговицкой конфедерации. Основные сторонники конституции 3 мая бежали за границу. Король Понятовский приказал оставшимся частям польской и литовской армии прекратить сопротивление.
- Подпись автора
Люто ненавижу свядомых, змагаров и прочих мразей. Антимайдан!